Крайник Ольга Михайловна
   
RU EN
Архив новостей
 
Опрос Все опросы

Крайник Ольга Михайловна

Крайник Ольга Михайловна – руководитель краевого профессионального объединения учителей русского языка и литературы, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку, кандидат педагогических наук, доцент

Цитата

«Могу с уверенностью утверждать, что среди людей, занимающихся одним общим делом в повышении качества образования, сформировалась дружная, сплочённая, крепкая команда единомышленников. С одной стороны, это сообщество учителей, методистов, вузовских работников, с другой – специалисты Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению ЕГЭ в Алтайском крае. И эта команда делает всё возможное, а иногда и невозможное, для того, чтобы и выпускники, и родители чувствовали себя спокойно как на этапе подготовки к итоговой аттестации, так и при проведении всех экзаменов»

Изменились ли подходы к подготовке детей к сдаче ЕГЭ? Что, на Ваш взгляд, является залогом успешной его сдачи?

Единый государственный экзамен в Алтайском крае существует уже 11 лет. Наш регион одним из первых включился в 2003 году в эксперимент по его введению. Поэтому сегодня можно говорить об этом экзамене как о привычной форме оценки качества содержания образования по определённому предмету, привычной и для общества, и для системы образования, и для администрации школ, и учителей, и, самое главное, для учеников и их родителей. Конечно, когда ЕГЭ только-только начинался – много «копий было сломано», много было сделано для того, чтобы экзамен отвечал всем требованиям и закона, и государственных стандартов, и возрастным особенностям ученика, и человеческим нормам и морали. И сегодня могу абсолютно открыто заявить: в ЕГЭ по русскому языку и литературе нет ничего, с чем не может справиться самый что ни на есть среднестатистический выпускник школы! Современный выпускник должен обладать способностью мыслить, размышлять, строить предположения, доказывать свою точку зрения (возможно, отличную от общепринятой). И это задания не стандартизированной формы, а открытого типа, предполагающие как раз осмысление проблемы и актуализацию жизненного и литературного опыта для высказывания собственной точки зрения на поднятую проблему.

С 2003 года можно констатировать позитивные изменения в системе подготовки учебного предмета. Такими важнейшими изменениями можно назвать то, что к самому предмету, к его изучению в старших классах и в школе вообще было привлечено всеобщее внимание, в 10-11 классах большинства школ были добавлены часы за счёт школьного компонента на преподавание русского языка, разработаны элективные курсы по русскому языку, увеличилось количество участников предметных конкурсов, конференций и олимпиад, и, как следствие, повысился интерес к предмету у самих старшеклассников. А сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за последние 5 лет показывает стабильный рост среднего балла и уменьшение количества учащихся, не набравших установленный Рособрнадзором минимальный балл и не получивших аттестат. Так, в 2008 году средний балл ЕГЭ по русскому языку в Алтайском крае составлял 54,38 балла, в 2013 – 62,98 балла. Также показательны и данные по выпускникам, получившим неудовлетворительные результаты: 2008 год – 13,45%, 2013 год – 0,8% выпускников. Эти данные позволяют говорить о совершенствовании педагогического и методического мастерства учителей-предметников, об эффективности проводимой различными методическими службами работы по повышению качества подготовки выпускников. Могу с уверенностью сказать, что сегодня учитель русского языка и литературы, даже в самом отдалённом районе края, – это грамотный, компетентный, высокопрофессиональный в учебных предметах педагог, но главное, неравнодушный к детям и любящий свою профессию.

Грамотность ученика: на каком уровне она у учащихся Алтайского края, как её повысить, играет ли роль в этом процессе семья?

Могу с уверенностью сказать, что введение ЕГЭ по русскому языку как обязательного экзамена сыграло немаловажную роль в повышении грамотности учащихся. Статистические данные и анализ результатов выполнения орфографических и пунктуационных заданий ЕГЭ по русскому языку по региону позволяют констатировать достаточно высокий уровень подготовки выпускников: средние баллы выполнения заданий, проверяющих грамотность учащегося,– 70-80%.

Однако экзамен ежегодно показывает значительный разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками выпускников. Как только ученик начинает «творить» (пишет часть С, то есть сочинение), количество допущенных ошибок вырастает в разы. Закономерен вопрос: Кто виноват? Ответ неоднозначен. И, в первую очередь, это семья, в которой книги как необходимый источник и пример не только правильного написания слов и предложений, но и выражения нравственных, моральных и этических идеалов «не котируются» как особые ценностные ориентиры в жизни. Кроме того, есть и другие факторы, которые снижают грамотность: Интернет, социальные сети (где не надо задумываться о написании, где можно абсолютно спокойно написать «Превед! Как дл? У мне всё зшб!» – и все тебя поймут), снижение общей культуры, в том числе и культуры поведения (когда вполне нормальным среди молодёжи считается громкое обсуждение в общественном транспорте своих проблем, причём не всегда в корректной и этичной форме).

Как повысить? Нет однозначного ответа, потому что владение орфографической и пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека. Пожалуй, возврат сочинения как итогового экзамена в 2015 году – это один из способов решения проблемы, но это уже ответ на следующий вопрос.

Какие нововведения в содержательной части ЕГЭ планируются в ближайшее будущее, с чем это связано?

На протяжении многих лет контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку отличает чёткое соответствие государственному образовательному стандарту и стабильность. И эта стабильность – важный фактор в методической подготовке и ученика, и учителя. Пока действует существующий стандарт – содержательных нововведений ни по русскому языку, ни по литературе не предусматривается. Думаю, что с переходом на ФГОС что-то будет меняться, но это «далёкое будущее», до которого надо дожить.

В ближайшее время, а конкретнее, в 2015 году, всех выпускников ждёт одно содержательное нововведение – сочинение по литературе как форма итоговой аттестации. Каким оно будет – говорить пока рано. Но хочется подчеркнуть, что краевое профессиональное сообщество учителей русского языка и литературы не оставалось в стороне этого вопроса. Мы активно предлагали, спорили, доказывали. И к нашему мнению прислушались!!! По предварительным данным, сочинение будет именно таким, каким его видят многие практикующие учителя, а не «оторванные от жизни чиновники сверху».

Какую роль играет профессиональное объединение учителей русского языка и литературы в подготовке педагогов по данным предметам?

Думаю, что огромную! Я уверена, что в этом убеждении меня поддержат все педагоги (особенно из отдалённых районов), для которых с возрождением в 2010 году такой структуры, как краевое профессиональное объединение, появились и новые возможности в совершенствовании методической составляющей профессиональной деятельности.

Во-первых, существует сайт объединения, где оперативно размещаются нормативные документы, педагогические и методические новинки, материалы учителей-практиков, готовых поделиться опытом работы, методические рекомендации.

Во-вторых, достаточно активно развиваются дистанционные формы общения. Также интенсивно осваивается такая технология, как вебинар. Не тратя деньги на дороги, гостиницы и прочие командировочные расходы, учителя имеют возможность повысить квалификацию, получить квалифицированные консультации, разобрать спорные вопросы

Развивается система взаимодействия, когда заседания методических объединений проходят в расширенном составе с привлечением всех учителей русского языка и литературы района и представителей краевой комиссии. Главное – инициатива района! Так, в 2013-2014 учебном году такие расширенные заседания проходили ежемесячно. Инициативу в этом году проявили Шипуновский, Тюменцевский, Алейский, Смоленский, Ребрихинский, Тальменский районы, гг. Алейск, Бийск, Барнаул.

Такие регулярные семинары и конференции по вопросам методического обеспечения образовательного процесса имеют особую актуальность для повышения качества работы учителя.

Расскажите о Вашей работе в составе Федеральной комиссии по разработке КИМов ЕГЭ по русскому языку?

Когда узнают, что я являюсь одним из разработчиков контрольно-измерительных материалов, многие сразу же спрашивают: «Как Вам удалось туда попасть?». Почему-то считается, что это некие «связи». Это не так. Наверное, это только активная жизненная позиция и стремление к тому, чтобы экзамен был «правильным». Когда узнала, что ФИПИ открыт для общения, готов к сотрудничеству – просто отправила свои «наработки», получила одобрение. Впоследствии была приглашена для разработки материалов ЕГЭ.

Основное моё направление – это подбор и адаптация текстов. Читаю, нахожу, выбираю, отправляю… Кроме того, даются индивидуальные задания по наполнению банка новыми тестовыми заданиями конкретного уровня. Всё это можно делать «без отрыва от производства», как правило, в выходные, в праздники, ночью. Непосредственные командировки в Москву, связанные с этой деятельностью, – это довольно кропотливая, но очень интересная в профессиональном плане работа над тестами, которые нужно вычитать, исправить, дополнить, адаптировать к возрастным особенностям учащихся и т.п. Всё это происходит в изолированном помещении с видеонаблюдением с полным отсутствием средств связи (мобильный телефон «отбирает» охранник на входе).

Не выдавая профессиональных тайн, могу только сказать, что все разработчики ЕГЭ по русскому языку – это люди, прежде всего, старающиеся сделать итоговый экзамен не только соответствующим стандарту, но и «приближенным к реальному ученику».

Достаточно ли внимания уделяется со стороны органов исполнительной власти для организации и проведения ЕГЭ в Алтайском крае?

И предметная комиссия по русскому языку, и профессиональное сообщество учителей русского языка и литературы всегда находили и находят поддержку и опору в органах власти.

В течение всего учебного года оперативно решаются все возникающие проблемы. Как правило, связь двусторонняя. То учителя зададут «каверзный» вопрос – и надо искать решение, но решение такое, чтобы не пострадали дети. То «сверху» поступают предложения рассмотреть нововведения и предложить наиболее эффективные пути внедрения. Особо замечу, что все вопросы решаются коллегиально, нет так называемого давления «сверху», к мнению профессионального сообщества прислушиваются, и это важное качество, которое в целом вновь характеризует управленческую систему не как «давлеющую и диктующую», а как «доверяющую и советующуюся», как «команду единомышленников».

И я рада тому, что в нашем регионе приоритет отдан конструктивным, дельным предложениям, а не формальным идеям, что гораздо больше конкретной работы, направленной на реальное улучшение качества образования, а не на «показательные» результаты, что во главе угла – конкретный ученик и учитель со своими проблемами, особенностями, спецификой. У нас сформирована команда, а вместе – мы сила!!!


Возврат к списку