Дневник краевой Недели психологии-2020: день третий
Дневник краевой Недели психологии-2020: день третий
Центральной темой третьего дня краевой Недели психологии-2020 «Мир один для всех!» стал вопрос повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Начался день с панельной дискуссии «Психологические проблемы современной семьи». Модератором дискуссии выступила Ольга Холодкова, директор Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета. В ходе обсуждения преподаватели краевых вузов затронули вопросы особенностей взаимоотношений современных родителей и подростков, работы психолога с семьей по развитию у детей способностей и одаренности, аспекты консультирования тревожных родителей, нравственные основы современного воспитания, а также обсудили региональные особенности реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование».
Все обсуждаемые проблемы вызвали огромный интерес и отклик у участников панельной дискуссии. В своем выступлении Татьяна Гурьянова обозначила несколько актуальнейших проблем взаимоотношений между родителями и подростками: трудности сепарации подростков от родителей в условиях дистантного обучения, сложности в восстановлении психологического здоровья семьи, увеличение количества нестандартных запросов и проблем подростков, с которыми современные родители не в силах справиться.
Галина Парфенова, директор центра «Мир детства» Алтайского государственного педагогического университета, затронула проблему воспитания, обучения и развития одаренных детей в семье. Родители одаренных детей сегодня сталкиваются не только с проблемами реализации одаренности детей, но и своего собственного принятия детей и принятия их сверстниками. Галина Леонидовна выделила несколько категорий родителей одаренных детей, которые чаще всего обращаются к психологу за помощью и обозначила специфику взаимодействия психолога с ними.
Интересный подход к выделению сензитивных периодов нравственного развития человека выделила в своем выступлении Юлия Ляпина, старший преподаватель кафедры психологии и социологии Алтайского филиала РАНГХиГС. Вопросы нравственности, особенно в аспекте семейного воспитания сегодня затрагиваются очень редко и, тем не менее, именно нравственные и этические проблемы воспитания являются, по мнению большинства психологов, причиной потери ценностных ориентиров воспитания современного подрастающего поколения.
Множество разнообразных проблем и вопросов, вызывающих сегодня тревогу как у родителей, так и у психологов, требуют особого внимания психолого-педагогической общественности и поднимают аспекты психологического консультирования на новый уровень. Именно поэтому актуальность реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» не вызывает сомнений. Особенностями реализации данного проекта в Алтайском крае поделились участник проекта: заведующий Детским садом №261 «Истоки» города Барнаула Татьяна Бочкарева, директор института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета Ольга Холодкова и зам. директора Алтайского центра ППМС помощи Елена Вдовина.
Напомним, в рамках реализации проекта была оказана психологическая и методическая помощь родителям детей Алтайского края от рождения до 18 лет на безвозмездной основе. Проблематика консультирования была настолько разнообразна и актуальна, что получила запрос от родителей на продолжение в следующем году. Поэтому все три организации участвовали в конкурсе и выиграли его реализацию в 2021 году.
Таким образом, анализ выступлений и поднятых в процессе дискуссии вопросов показал, что сегодня на первый план выходит проблема повышения психологической компетентности родителей и повышение актуальности психологического консультирования родителей по различным аспектам обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.
После дискуссии у участникам были предложены 8 мастер-классов опытных педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов.
В рамках школы молодого специалиста было проведено два мастер класса педагогами-психологами Алтайского краевой центра ППМС-помощи. Александра Сартакова поделилась с молодыми коллегами обобщенным опытом оказания профориентационной помощи родителям и педагогам по построению профессиональной траектории развития обучающихся, а Ирина Скороглядова осветила важный для начинающих специалистов вопрос: организационно-методические аспекты подготовки граждан в работе психолога центра помощи детям.
Результатами использования проективной методики «Дом» в консультировании родителей по стабилизации детско-родительских отношений поделилась педагог-психолог школы № 17 города Новоалтайска Наталья Гольцева.
Участники мастер-класса Натальи Кобликовой педагога-психолога средней школы № 3 города Бийска познакомились с кейс-методом в работе с педагогами по профилактике девиантного поведения обучающихся.
Ресурсные технологии в работе с замещающими семьями продемонстрировала Елена Заречнева, педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи. Педагог-психолог этого же центра Дарья Кандаракова рассказала о признаках расстройств, связанных с нарушением привязанности, и их коррекции.
Специалисты дошкольных учреждений обсуждали вопросы индивидуального консультирования родителей детей раннего возраста по адаптации к условиям ДОУ. Ведущей мастер-класса выступила Виолетта Давыденко из детского сада №209 «Росток» города Барнаула.
Актуальный в современных реалиях вопрос, напрямую не касающийся темы дня, обсудили участники мероприятия на мастер-классе Ольги Михайлюк: Профилактика профессионального выгорания специалистов помогающих профессий: техники психологической самопомощи.
6 ноября пройдет завершающий день краевой Недели психологии-2020. Центральной темой дня станет формирование психологически безопасного образовательного пространства.
Для участия необходимо зарегистрироваться на сайте Алтайского краевого центра ППМС-помощи, выбрав баннер «Краевая Неделя психологии-2020».